Заметки о танго


"Зона комфорта" и танго

Каждый раз, слыша о «зоне комфорта», испытываю чувство недоумения. О чем идет речь? Что называют «зоной комфорта» и почему из нее надо выходить? И где все эти люди из «зон комфорта»? Покажите мне их, и особенно — боящихся из комфорта выйти. Я что-то больше наблюдаю как люди и не хотят выходить «за границы», оттого что:

 

«Мириться лучше со знакомым злом,

Чем бегством к незнакомому стремиться!»

(У. Шекспир. Гамлет. пер. Пастернак)

 

Но можно ли называть привычное зло «зоной комфорта»? Почему бы не называть вещи своими именами?

Далее

Зачем нужно танго. Точка зрения социальной психологии

 

Тема «как и зачем приходят в танго» — сложная. Часто люди говорят одно, думают другое, а начинаешь разбираться и выплывает что-то третье, временами необычное даже для говорящего. Хотя, справедливости ради надо отметить, что все видимое разнообразие, вполне укладывается в несколько типовых схем: одиночество, бегство от действительности, перезапуск повседневности. И понятно, почему на эту тему сложно разговаривать, особенно публично. Ведь в том или ином роде, перечисленные «схемы» имеют легкий флер «неудачности». Решиться же в мире успеха и исключительности признать, что ты «гребаный» неудачник, пытающийся сбежать от проблем — это поступок на который не многие готовы. Куда комфортнее романтично рационализировать про «сбитого летчика», «прекрасную музыку» и «любовь к аргентинской культуре». Надеюсь, разницу между враньем и рационализацией все понимают?

 

Далее

Что начинающим нужно знать о милонгах

 

Помимо безусловных правил, согласно которым на милонге нужно быть опрятным, неконфликтным, уважающим труд организаторов и элементарные правила поведения, существует еще ряд моментов, не столь очевидных, но могущих существенно облегчить жизнь, особенно на начальном этапе. Всем начинающим настоятельно рекомендую вдумчиво прочесть и, главное, применять на практике.

 

Далее

Три танго беса, которым надо уметь противостоять девочкам

Москва. Милонга Планетанго. Празднуем восемь лет клубу. (лето 2017)
Москва. Милонга Планетанго. Празднуем восемь лет клубу. (лето 2017)

Коня на скаку остановит, 

В горящую избу войдет. 

Некрасов. «Мороз, Красный нос»

 

Постоянно об этом пишу и говорю на занятиях, и тем не менее, редко когда получается провести урок без упоминания Некрасова и хотя бы одного из трех танго бесов. Почему так, с одной стороны, — загадка, а с другой — вроде как и само собой разумеющееся. Дело тут, на мой взгляд, в том, что у начинающих большая часть проблем не в двигательных навыках, не в «способностях» или чем-то еще, а исключительно в головах. Мы привносим с собой из повседневной жизни социальные и психологические стереотипы, от многих из которых, собственно, и «убегаем» в танго. Для партнерш же ситуация дополнительно отягощается тем, что я называю «проклятием Некрасова». Мне в принципе кажется, что это неправильно когда женщины ловят коней и тушат пожары. Нет, если хотят, то — ради бога, только вот в повседневной жизни «кони все скачут и скачут, а избы горят и горят» не спрашивая чьего-либо на то желания. Мальчики, как правило, смотрят на мир более философски, типа: «скачут и бог сними, горят — все не сгорят», девочкам же и коней жалко, и избы, и вообще не могут пройти мимо беспорядка. Вот и в танго партнершам все кажется, что они должны понять, услышать, сделать правильно. Девочки, запомните

 

Далее

Танго, тактильный голод и окситоцин

Москва. Милонга Буэна Онда (лето 2017)
Москва. Милонга Буэна Онда (лето 2017)

Мы живем в мире, где слишком много людей испытывают хронический тактильный голод. Казалось, бы какая ерунда? Зайди после работы в переполненное метро, потискай тренажеры в зале, побоксируй со спарринг партнером, ну или развались в анатомическом кресле личного авто и будет тебе утоление тактильного голода во всех формах. Все так, да не так. Не надо путать тактильный голод с сенсорной депривацией.

 

Сéнсорная депривáция (от лат. sensus — чувство и лат. deprivatio — потеря, лишение) — частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств, которое приводит к снижению потока нервных импульсов в центральную нервную систему.

 

Первое, это нехватка социального общения, второе — внешних раздражителей. И если депривация способна свести с ума, то тактильный голод — убивает, причем в прямом, физиологическом, смысле. У взрослых, правда, этот процесс растягивается надолго, а вот у детей — может протекать стремительно. В Средние века любознательный Фридрих II:

Далее

Как танцевать милонгу мальчикам

Москва. Фестиваль "Ночи милонгеро" (Планетанго, август 2016)
Москва. Фестиваль "Ночи милонгеро" (Планетанго, август 2016)

Хотя милонга как танец в нашем понимании исторически появилась позже танго, при ее воссоздании отцы зачинатели имели в виду как раз возвращение «к корням», во времена, когда милонгу танцевала беднота на земляных полах городских окраин. Это потом танго перебралось в притоны, изначально милонга же была развлечением для цветных, «понаехавших» и прочих деклассированных элементов. Вечеринки проходили шумно и вызывали беспокойство благопристойных граждан. Ну а дальше запреты, полиция, облавы и все такое...

 

Далее

О немужском поведении

Москва. Милонга Теплица. Декабрь 2016
Москва. Милонга Теплица. Декабрь 2016

Недавно наблюдал на милонге неприглядную сценку. Сначала «гость милонги» слегка с «оттопыренной губой» (причем, на мой взгляд, оттопыренной без особых на то оснований) наблюдал за танцполом, показывая всем видом, насколько он «выше» происходящего. Потом «снизошел» до кабесео, но было видно, что выбирает партнершу не по уровню танцевания, а по молодости и длине ног. В результате выбрал девочку, которая по обуви — очевидно, была совсем начинающей. Тут я, помню, еще про себя позлорадствовал, мол «ага, вот тут-то ты попал, сейчас тебе спесь-то и подсобьют». Но не тут-то было, потоптавшись мелодию, наш герой вообще не запариваясь девушку посадил, еще и с напутствием типа «вам надо еще подучиться, что мы могли танцевать». Тьфу как противно и, на мой взгляд, — очень не по-мужски. 

Далее

Шаг, перенос веса и омонимы для движения

Pablo Rodriguez & Corina Herrera. Milonguero Night - 2016
Pablo Rodriguez & Corina Herrera. Milonguero Night - 2016

Очень распространенной ошибкой в базовой технике у партнеров является нечеткий перенос веса во время шага. Знаменитое Хуановское "дави в пол" имеет как раз эту природу. Если не "давишь в пол", то ни сам не можешь нормально шагнуть, ни партнерша не "понимает", чего от нее "хотят". Почему "хотят" и "понимает" в кавычках? Потому что это метафоры. Партнерше не надо понимать чего от нее хочет партнер, ей надо чувствовать партнерское движение, желательно четкое и уверенное. Максима "дави в пол" и нужна для того, чтоб партнер смог добиться подобного качества движения. Как это сделать?

Далее

О самостоятельных занятиях

Время, когда я учился "давить в пол". Лиссабон 2010
Время, когда я учился "давить в пол". Лиссабон 2010

Я постоянно говорю ученикам о необходимости самостоятельных занятий и регулярного посещения практик. Ведь если присмотреться на милонге к хорошо танцующим людям, то окажется, что многие из них либо совсем самостоятельно занимаются, либо — завсегдатаи практик. Но так ли все однозначно? Всегда ли самостоятельные занятия полезны?

 

Увы, как мне кажется, — нет. В определенных обстоятельствах самостоятельные занятия могут быть даже скорее вредны. В каких? По моему опыту, проблемы возникают при исправлении застарелых ошибок. Сначала, под контролем наставника, ученик мучительно нащупывает новый формат движения, но если окончательно на него переключиться не получается, то потом, при самостоятельной работе, старый вариант исполнения часто возвращается и затирает новый. В результате к следующему занятию ученик приходит, откатившись почти на прежние позиции, с мучительным ощущением, что вот «вроде же почти получалось и куда все делось?». И цикл повторяется, напоминая день сурка...

Далее

Взаимодействие в паре для начинающих танцевать аргентинское танго

Фестиваль "Планетанго 18". Adrian Ferreyra & Dana Frigoli
Фестиваль "Планетанго 18". Adrian Ferreyra & Dana Frigoli

Когда начинал, наслушался про «ведение» всякого. И про чакры с «космической энергетикой», про «духовную связь», «правильную работу кистей и стоп», «жесткую рамку», «квантование энергии» и черте чего еще эзотерико–технократического. В результате в голове образовалась ужасная каша и ничего не было понятно. Точнее, теоретически «как бы» понятно, а практически же что с такой противоречивой теорией делать — неясно. И как-то уж больно сложно. Вот где я, а где, например, «квантование энергии»?

Далее

Танцевальная обувь для партнеров

Я, конечно, сильно уступаю Кэрри Брэдшоу, но оказалось и в моем шкафу есть целая полка с танцевальной обувью, где четыре пары танцевальных кроссовок и пять пар туфель. А так как такая обувь даже для партнеров удовольствие недешевое, то последние несколько лет для занятий (да и для милонг) вместо «танцевальной» использую «обычную» спортивную обувь (то есть, имею еще несколько тренировочных пар на другой полке). Когда у тебя две полки обуви, плюс десять лет ее использования, то и сравнивать есть с чем, и что обобщать. Поэтому кратко о танцевальной обуви для партнеров, о том, какая она бывает, что важно и как можно сэкономить. 

 

Для начала о том, что, на мой взгляд, помимо красоты и удобства, важно в танцевальной обуви:

Далее

Как выглядит практика социального танцора:

Музыкальность. Как развивать чувство музыки. Игры Мурата

Концерт Ariel Ardit и Solo Tango Orquesta на фестивале Va Mos Paris - 2012
Концерт Ariel Ardit и Solo Tango Orquesta на фестивале Va Mos Paris - 2012

И Андрей закричал: «Я покину причал

Если ты не откроешь секрет...»

И спаситель ответил: «Спокойно Андрей,

Никакого секрета здесь нет..»

Наутилус Помпилиус. Прогулки по воде

 

С ужасом вспоминаю времена, когда пытался разобраться с тем, что такое «музыкальность» и как ее использовать на практике танцуя танго. Перепробовал разное: ходил по мастер-классам, читал форумы в интернете, приставал с вопросами к знакомым музыкантам и диджеям. Но даже если что-то и удавалась понять теоретически, то как применять это на практике было неясно. Правда, потом оказалось, что секрет «музыкальности» в том, что нет никакого секрета. Всего-то надо учиться слушать и анализировать музыку. Только не так, как это делают в музыкальных школа на уроках сольфеджио хотя и это кому-то, безусловно, может помочь, а в смысле «разбирать» как зашифрованное послание. Говоря языком филологов: для развития чувства музыкальности надо освоить герменевтику танго.

 

Прекрасный пример такой герменевтики дает в своем мастер-классе Мурат (Murat Erdemsel):

 

Далее

Популярно про объятие с картинками

Milonguero Night 2016. Rodrigo Fonti & Majo Martirena
Milonguero Night 2016. Rodrigo Fonti & Majo Martirena

Объятие в танго многое рассказывает о танцующем. Ведь как иногда бывает: человек внешне техничен, движется красиво, интересно, а танцевать с ним — не комфортно. Или наоборот: внешне в технике и то не так, и это не этак, и смотрится не очень, а танцевать — хорошо, да так, что и «очередь» иногда из желающих стоит. В чем тут дело? Чаще всего — именно в объятии.

 

Конечно, можно выделить, и мы это сделаем чуть позже, конкретные признаки, по которым «хорошее» объятие, будет отличаться от «плохого». Но проблема в том, что эти признаки всегда будут немного отличаться у разных танцоров. И только один момент будет у всех общий: у хороших танго танцоров объятие — это всегда объятие. Что у маэстрос:

Далее

Танговское. По следам Ст.Тангобурга

St. Tangoburg - 2017
St. Tangoburg - 2017

Хотя речь не о самом Ст.Тангобурге - 2017, а о моих околотанговский впечатлениях им вызванных. Ну а сам марафон? О нем написано, на мой взгляд, достаточно и разное. Что же касается проблем, то орги, как мне кажется, и сами их понимали, стараясь преодолевать в том объеме, в каком могли и считали нужным. Я же, чем дальше, тем больше уважаю людей, которые хоть что-то делают практически, а то каждый «мнит себя стратегом видя бой со стороны». Или, что еще хуже, хочет одновременно быть и потребителем, которому оказывают качественные услуги, и «другом» которого любят и ради которого бескорыстно кто-то корячится. Так не бывает. Если хочется качественных услуг, то надо принимать и их рентабельность. А если хотите душевности, то давите в себе потребителя и ведите себя по-человечески. Одновременное залезть на елку и покататься на велосипеде — не получится.

 

Но вернемся к моим впечатлениям. Танго пипл большая семья. Все про всех знают, причем невзирая на границы и расстояния. Поговорить иногда бывает не менее интересно, чем танцевать. Например, рассказали что в Киеве мои фото используют для рекламы танцевальной школы:

 

Далее

10 советов как себя вести на милонге, чтоб поменьше сидеть и побольше танцевать

Москва. Милонга фестиваля Планетанго (2016)
Москва. Милонга фестиваля Планетанго (2016)

Основой советов о том «как вести себя на милонгах, чтобы больше танцевать» послужил инструктаж учениц, но полезны они и партнерам тоже. Только помните, что советы — это не магические заклинания, они лишь повышают ваши шансы, а вовсе не гарантируют успех. Впрочем, правильнее сказать, что не следуя советам, вы шансы потанцевать сильно понижаете, что, увы, наблюдать приходится регулярно. Итак, 10 советов:

 

Далее

Однажды ночью на берегу танго Буэнос-Айреса 1900 (Juan Carlos Camardella) и немного истории

 

Реконструкция того, как танго выглядело в начале XX века. Конечно, это немного фантазия автора мультфильма, о чем он и пишет в предисловии. Но в остальном: тут и стиль "конженге", и ритмика раннего танго "компера", и ранние оркестры типика, и бардельный угар с фривольными картинками, ну, и конечно "ножи", как последний аргумент.

 

В реальности, думаю, все было победнее, попроще, погрязнее, но общее представление возникает, как мне кажется, — правильное. Особенно если вслед посмотреть архивные фото тех лет:

 

Далее

Курс для продолжающей группы. Базовые элементы. 1.10 Сакады. (eTango #138)

Курс для продолжающей группы. Базовые элементы. 1.10 Сакады. (eTango #138)
На уроке в школе еТанго (Весна 2016)

Как и обещал ранее, пара слов о сакадах. Во-первых, что это? Сакада — это шаг «под уходящую» ногу партнерши или партнера. Обычный шаг и не более того. А «уходящая» нога — это та, с которой в значительной степени уже перенесен вес. Все просто, особенно если у вас хорошо с базовой техникой, что, правда, увы, встречается нечасто.

 

А во-вторых, ключевым моментом для исполнения сакад является умение двигаться четко в ритм. Соблюдать «компас», строго «отрабатывая» телом все биты, и слабые и сильные:

 

Далее

Курс для продолжающей группы. Первый уровень. Базовые комбинации. (eTango #134 3 из 3)

Курс для продолжающей группы. Первый уровень. Базовые комбинации. (eTango #134 3 из 3)

 

(предыдущая часть)

 

Продолжая тему пауз еще немного о том, как их можно правильно оформлять, в этот раз — с помощью парад. В двух словах, парада это остановка ноги партнерши ногой партнера и мы ее будем использовать для того, чтобы маркировать и оформить паузу. В остальном идея использования пауз, повторяет подход, описанный в предыдущей части, по которому паузы — один из способов сделать танец более музыкальным, и менее похожим на степ-аэробику.

 

Далее

Воронка Шеррингтона и аргентинское танго. Окончание (еТанго #137. 3 из 3)

 

(предыдущая часть)

 

И я чувствую, как назрел следующий вопрос любознательного читателя: «Да-да, почувствуйте себя тележкой... Легко сказать, расскажите как». Ну и вообще, что надо для использования офигительно интересных теоретических знаний о законе, открытым каким-то там лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1932 году, на практике? Рассказываю...

 

Что надо делать, чтоб эффективно перенимать знания, с учетом ограничений воронки Шеррингтона:

Далее

Преодолевая ограничения воронки Шеррингтона (еТанго #137. 2 из 3)

(начало)

 

Ну, и после теоретического вступления перейдем к вопросу: «А делать-то что?»

 

 

И правда, что? Хуан, в свое время выбрал путь дзенских коанов. Он просто мне сказал: Push the floor (дави в пол) и все. Мол, научишься — приезжай, продолжим. Ну а так как я — не Хуан, то мне ближе метафоры и поэзия, а поэтому вот мои рекомендации по обучению танго с учетом ограничений «воронки Шеррингтона»:

 

Далее

еТанго #137. Воронка Шеррингтона и аргентинское танго (1 из 3)

еТанго #137. Воронка Шеррингтона и аргентинское танго (1 из 3)

 

Во время уроков регулярно сталкиваюсь с проблемой нехватки и неточности слов для передачи ученикам знаний о танго. Ведь как писалось ранее, танго это, в определенном смысле, телесная практика, а, значит, педагогу надо как-то передать правильные тактильные, и не только, ощущения. Причем не только их самих, но и то, как их «правильно ощущать». Ну вот как словами описать ощущение баланса? Или уверенности? Или контакта с партнером?

 

И это фундаментальная проблема: слова не позволяют без существенных искажений передавать ощущения. В науке такая проблема была сформулирована, как закон «воронки Шеррингтона».

 

Далее

О музыкальности и чувстве ритма (практические упражнения)

О музыкальности и чувстве ритма (практические упражнения)

(начало)

 

Упражнения для развития чувства ритма:

 

1. Считать. В любой музыке есть ритм, надо уметь его вычленять и «считать». Так как у нас танго, то надо четко считать себе на четыре счета для самого танго, на три — для вальса и на два — для милонги. Делать это надо громко. Примерно так:

 

Далее

О музыкальности и чувстве ритма

еТанго #136. О музыкальности и чувстве ритма

 

В группах, да и часто на индивидуальных занятиях, попадаются люди, которые утверждают, или выглядят так, будто у них нет чувства ритма. Но это не так. Чувство ритма есть у всех людей, и, по-большому счету, это одна одна из измеримых физиологических особенностей, что отличает нас от животных. Даже наши ближайшие родственники - приматы, и те не способны воспринимать ритм так, как это делают люди, то есть на уровне врожденных способностей. Вот короткий отрывок на этот счет из книги из книги Виктории Уильямсон. «Мы — это музыка»:

Далее

Танго и дельфины или убить в себе обезьяну

Танго и дельфины или убить в себе обезьяну

Пытаясь что-то объяснить во время уроков регулярно упираюсь в проблему нехватки нужных слов и образов. Теоретически понятно и про проблему воронки Шеррингтона, и про то, что передача информации через эмоции в принципе не может быть без искажений, и про  то, что вроде бы одни и те же образы людьми с разным культурном контекстом могут восприниматься очень по-разному, иногда — до противоположного. Но делать что-то же надо, объяснять как-то надо, а еще нужнее быть правильно понятым и поэтому подсознательно живешь в режиме вечного поиска нужных образов.

Далее

Курс для продолжающей группы. Первый уровень. Базовые комбинации. (eTango #134 2 из 3)

Курс для продолжающей группы. Первый уровень. Базовые комбинации. (eTango #134 2 из 3)

(предыдущая часть)

 

В танго паузы не менее важная часть танца, чем движение, но часто об этом забывают, и тогда танго превращается в форму ритмической гимнастики, когда, укладываясь в бит, танцоры делают какой-то, как правило, повторяющийся набор элементов. В результате танцпол начинает выглядеть скучно, словно это не милонга, а фитнес центр, хотя, наверно, есть любители наблюдать и такое. С точки зрения музыкальности, дополнительная проблема возникает в том, что на танец в “ритмическом” варианте мелодия уже не влияет, так как партнер учитывает только бит. В результате, что Д’Арьенцо, что Канаро, что метроном — нет никакой разницы, танцпол, в любом случае, выглядит примерно одинаково.

Далее

Курс для продолжающей группы. Первый уровень. Базовые комбинации. (eTango #134 1 из 3)

Курс для продолжающей группы. Первый уровень. Базовые комбинации. (eTango #134 1 из 2)

 

Еще раз пару слов о том, что такое базовые комбинации. Вообще-то, в интернете бесчисленное количество роликов со всевозможными "фигурами", к тому же в отличие от моих, профессионально снятых и исполненных. И тем, кто хочет просто выучить парочку новых, ярких и необычных комбинаций, право, лучше туда. Тут же “роликами” решается иная задача, прикладная. Это заметки по результатам уроков, и задача их напомнить и проиллюстрировать, а не поразить и восхитить. С помощью роликов мы будем учиться комбинировать ранее изученные элементы. Ведь даже если ограничиться лишь только уже разобранным, можно и интересно, и разнообразно танцевать, конечно, если научиться комбинировать элементы друг с дружкой и с музыкой, причем делая это осмысленно. Собственно, сам я именно так и делаю, когда танцую. Разобранные ранее базовые элементы — это 70–80% моего “технического” разнообразия.

 

Далее

Курс для продолжающей группы. Первый уровень. Базовые элементы. (eTango #133 2 из 2)

Курс для продолжающей группы. Первый уровень. Базовые элементы. (eTango #133 2 из 2)

 

(продолжение)

 

Вторые четыре элемента:

 

Далее

Курс для продолжающей группы. Первый уровень. Базовые элементы. (eTango #133 1 из 2)

Курс для продолжающей группы. Первый уровень. Базовые элементы. (eTango #133)

В начале еще раз повторю:

 

В танго вы только то научились делать, что способны исполнить медленно. Причем, чем медленнее вы можете что-то сделать, тем лучше у вас это получилось освоить.

 

Поэтому общее задание для базовых элементов первого уровня:

  1. Выполнить все элементы в ритме в два раза ниже базового;
  2. Выполнить последовательно все элементы сначала по возрастанию номеров, потом - по убыванию. Причем в качестве связки между элементами могут использоваться только шаги вперед – назад;
  3. Станцевать, последовательно удваивая элементы. То есть, как в задании 2, но каждый элемент по два раза без паузы.

Ну и сами первые пять элементов:

 

Далее

По структуре курса  (еТанго №131 окончание)

По структуре курса  (еТанго №131 окончание)

Ну а теперь обладая всей полнотой знаний как о теории, так и о принципах обучения, можно приступить непосредственно к практике. Структурно курс представляет собой спираль, которая хотя и может длиться бесконечно, но в нашем случае будет всего несколько витков. Дальше уже сами, если потребность останется. Внутри каждый виток, состоит из трех этапов: «список слов» (перечень движений) —«типовые выражения» (функциональные последовательности) — «диалоги» (варианты комбинирования движений и последовательностей). Осваивать лучше целостно, пока все этапы витка не освоены, нет смысла усложнять технику элементов и разбирать новые последовательности. Задача научиться комбинировать для импровизации, а не отточить или обогатить технику исполнения. По личному опыту, мне хватило одного «витка», чтоб обрести такую свободу импровизации, в которой до сих пор не тесно. Поэтому все что сложнее элементарных шагов и поворотов (волькады, ганчо, энроске и так далее) я практически не использую. 

Далее

eTango №132. О гендерных различиях техники шага в танго 

eTango 132. О гендерных различиях техники шага в танго

Мир временами неожиданно начинает разговаривать с нами. По-разному. Иногда так, что вдруг не связанные между собой люди несколько раз в течение дня задают тебе в разных формах один и тот же редкий и достаточно частный вопрос. Например, о том, отличается ли «женский» шаг от «мужского» в танго? И отвечая на него в четвёртый раз, не мог не заметить странность происходящего. Поэтому с утра, когда меня спросили в пятый раз, решил что стоит ответить письменно.

 

Да, разница между «женским» и «мужским» шагом есть и существенная. Женское от мужского отличается в принципе и по широкому кругу признаков: от физиологии до табличек на общественных уборных, от работы психики до фасонов одежды, от нюансов восприятия цвета до устойчивости к алкоголю. 

Далее

Этапы обучения (еТанго №131 продолжение)

Фестиваль Планетанго 2016. Гранд-милонга
Фестиваль Планетанго 2016. Гранд-милонга

 

Что делать на первом этапе, мы разобрали в предыдущей части. Но ведь общаться можно не только с помощью примитивных базовых слов. Есть же еще определенные устойчивые выражения, например: «добрый день» или «как ваши дела?», которые произносят по вполне определенным поводам. Что-то подобное есть и в танго. Поэтому на втором этапе, на базе уже имеющегося минимального набора элементов, нужно освоить какие-то, все равно какие, устойчивые последовательности, для использования их в типовых случаях, например: для разворота, или для акцентирования паузы, или еще для чего-то. То есть, на втором уровне, из «слов» (списка элементов) мы сформируем «устойчивые выражения» (последовательности) и освоим навык их применения в подходящих случаях.

 

Далее Комментариев: 0

Как заниматься самостоятельно (еТанго №131 продолжение)

Начало полугода самостоятельных занятий
Начало полугода самостоятельных занятий

(начало

 

И последнее, как заниматься самостоятельно? В паре, безусловно, интереснее, но вполне можно, и даже нужно, заниматься и без пары. Особенно на первом этапе. Партнеру лучше сначала научиться выполнять последовательности базовых элементов самостоятельно, и только потом мучить ими партнершу. Нет, повторюсь, мучить можно и сразу, тем более многие партнерши только «за» такие мучения. Тут уж по обстоятельствам решайте. Мне Хуан рекомендовал самому сначала осваивать, но на московских практиках это выглядело странно. И тем не менее, например, первые полгода я в основном занимался самостоятельно. Мне кажется так — проще.

 

Далее

Предисловие и алгоритм обучения (eTango #131)

И еще одна порция вводных слов. Зачем? По опыту уроков знаю, что сразу не доходит. Все равно люди делают попытку привычно натянуть сову на глобус, то есть свести обучение к народному «делай как я», и бездумно повторять за мной очередные последовательности движений. Дело — это пустое в принципе, ну а уж в рамках курса — особенно. И если подходить к занятиям привычным способом, то куда полезнее и продуктивнее будет просто побольше танцевать. Поэтому еще раз, чуть подробнее, о том, как устроен и как лучше «проходить» предлагаемый курс.

 

Далее

Курс для продолжающей группы. Введение и оглавление (eTango #130)

Курс для продолжающей группы

Долго думал как же назвать курс, чтобы не сбивать с толку. Ведь даже на занятиях в школе, где я раз за разом повторяю что и зачем предлагаю сделать, как мне кажется, тем не менее с трудом удаётся пробить привычные стереотипы о «курсах» в танго. Нет такого курса, в которых за N-ное количество занятий можно стать «богом» танго, или узнать «секреты» старых милонгеро с которыми все сразу станет получаться, или выучить такую замечательную связку, увидев которую на танцполе все разрыдаются от счастья.

 

Далее

eTango #129. Гендерные странности танго обучения

eTango #129. Гендерные странности танго обучения


Надысь у меня был урок с мальчиком. Очень люблю подобные уроки. И интересно, и за девочку мне нравится танцевать, но главное: если я что-то и могу уверенно говорить о танго, так это как раз от лица мальчика, передавая свой практический опыт. Что же там происходит у девочки, я во многом лишь предполагаю, и, как следствие, урок похож на работу с “черным ящиком»:


Далее

еТанго #98. Как танцевать милонгу девочкам

еТанго #98. Как танцевать милонгу девочкам


Периодически вижу девочковые объявления типа: "Хочу научиться танцевать милонгу. Куда пойти учиться?", читаю и вот даже теряюсь. В принципе еще как-то могу понять, когда такое говорят мальчики. Там есть о чем говорить, и, наверно, уже давно пора рассказать что-то про милонгу. Но вот девочку-то чему учить? На мой взгляд, чтобы девочке танцевать милонгу, достаточно владеть базовой техникой хотя бы на среднем уровне. Ну и просто почаще практиковать милонгу. Но только танцевать, а не изображать танцевание. Вот собственно и все. Остальное сделает партнер.


Далее

еТанго #128. Танго-тичера заметки. Пара советов о том, как учиться. Часть V

Танго-тичера заметки. Пара советов о том, как учиться. Часть V
На уроке с Алехандрой Мантеньян

7. Об отношении к учителям

Далее

еТанго #127. Танго-тичера заметки. Пара советов о том, как учиться. Часть IV

Танго-тичера заметки. Пара советов о том, как учиться. Часть II
Я и Хуан. Лиссабон 2010

6. Боритесь с потребительским отношением к занятиям

Далее

еТанго #126. Танго-тичера заметки. Пара советов о том, как учиться. Часть III

Танго-тичера заметки. Пара советов о том, как учиться. Часть III
На уроке Алехандры Мантеньян

5. Чем активное слушание отличается от пассивного?

Далее

еТанго #125. Танго-тичера заметки. Пара советов о том, как учиться. Часть II

Танго-тичера заметки. Пара советов о том, как учиться. Часть II
Лиссабон 2010. Самостоятельные занятия

3. Как заниматься дополнительно

Далее

еТанго #124. Танго-тичера заметки. Пара советов о том, как учиться. Часть I

Танго-тичера заметки. Пара советов о том, как учиться. Часть I

«Monsieur l’Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.»

А. С. Пушкин. Евгений Онегин


Ну вот и начался новый учебный год. Каждый раз в конце лета думаю, что надо бы пересмотреть «учебный план», что старый, увы, должных результатов не дал и надо что-то менять, но вот что? С другой стороны, а как я сам учился? Что, Хуан учебные планы для меня делал? Да все его “планы”, по большому счету, умещались в пару предложений: “дави в пол”, “обнимай партнершу”, “слушай музыку”. И ничего, как-то справился…

Как бы там ни было, капитан очевидность приветствует своих читателей. Очевидные советы о том, как учиться танго, которые почему-то тем не менее очень часто пропускаются мимо ушей.


Далее Комментариев: 0

еТанго #123. Памятка в помощь танго-марафонцу

Памятка в помощь танго-марафонцу
TangoJam 2015

На последнем марафоне пару раз попадал в ситуации разной степени забавности. Например, одна из тангер, которую я пытался пригласить раз шесть и каждый раз был “отвергнут”, рассказала мне, что я, оказывается, за это же самое время трижды ей “отказал”. Так вот и живем, весело. И хорошо я как-то уже довольно спокойно отношусь к подобному, а она-то реально растерялась от такого моего поведения и расстроилась. А для кого-то подобные недоразумения - так вообще повод для страданий и открытых писем “городу и миру” о несовершенстве всего, и особенно некоторых.


Так вот, чтобы как-то количество недоразумений уменьшить, с одной стороны, а с другой, “успешность” мероприятий увеличить не вредные советы партнерам, участникам танго-марафонов.


Далее

еТанго #122. Советы странствующему тангеро II

Советы странствующему тангеро II
Пражский танго марафон 2014

 

На что бы еще, с учетом опыта, хотелось посоветовать странствующим тангеро обратить внимание при выборе мероприятия:


1. Уровень. Выбирая марафон рекомендую избегать скопления «звезд», и особенно в тусовках. Почему? Потому что «звезды» предпочитают танцевать со звездами, когда оных достаточное количество. А уж если они в тусовке... Конечно, — имеют право. Но даже если с вами все равно будут танцевать, в целом атмосфера будет уже не та. Причем одни и те же люди на марафоне попроще могут танцевать со всеми, а при наличии модной тусовки — ограничиться только ею. Так что выходит и слишком низкий уровень (относительно вас) — это проблема, и слишком высокий — тоже.


Далее

еТанго #121. Пара слов для начинающих странствующих танегрос

Пара слов для начинающих странствующих танегрос

Вспоминая, как собственный, не беспроблемный, опыт, так и наблюдая грабли начинающих, хочу сделать короткую памятку начинающему странствующему тангеро. Типа что надо знать и уметь, дабы выезд был и приятен и интересен. Начну с типов мероприятий. Сразу скажу, что все школьные мероприятия выносятся за скобки, бо там все таки под присмотром, ну и вообще немного другая жизнь. Публичные же мероприятия бывают двух типов:  фестиваль и марафон.


Поначалу название “фестиваль” сбивало с толку, но в танго–смысле оно означает, что мероприятие состоит из мастер–классов, “праздничных” и нет милонг, прерываемых выступлениями (шоу). Основная идея изначально была, как мне кажется, популяризация и привнесение танго–культуры в массы. Сейчас оно мутировало больше в некий праздник, с возможностью посмотреть на тренды, маэстрос, перезнакомиться, ну и поучиться


Марафоны же больше заточены именно на танцевание. Как правило редко бывает, чтобы это было совсем нон–стоп, но в пределе мероприятие стремится к подобному. Участники спят, едят, но в основном танцуют. Часто бывает, что еда и/или проживание могут включаться в стоимость. Цель марафона — утанцеваться. Поэтому, чтобы минимизировать “простой”, на марафонах, часто, обеспечивается гендерный баланс.


Ну и бывают различные гибриды. Например, фестиваль, но с милонгами как на марафоне, или марафон без гендерного баланса, или что–то вроде Рандеву милонгеро, когда по форме как марафон, но по сути как фестиваль, и при этом без уроков и шоу. Но это уже детали. Важно понимать, что фестиваль — мероприятие светское, как бал, марафон — как “в Яр к цыганам”. Ну и тут уж осмысленно выбирать.

Далее

еТанго #120. Что такое танго-марафон и с чем его едят

еТанго #120. Что такое танго-марафон и с чем его едят

 

Что основное нужно знать о танго-марафонах? Во-первых, то, что они бывают разные, и если вам удалось получить регистрацию на марафон, это вовсе не значит, что вы хорошо потанцуете. Марафон для "хорошо потанцевать" надо уметь выбрать, а для этого надо понимать, что это такое и как оно устроено. Общие советы для странствующих тангеро я давал в первой части еТанго (см. раздел 11.8 стр.297), но, как оказалось, этого не достаточно, так как в принципе, что такое танго-марафон представляют себе немногие.

Далее

еТанго #119. Москва. Милонги. Взгляд с мужской стороны

Москва. Милонги. Взгляд с мужской стороны

Не люблю в Москве большие милонги, и еще больше не люблю фестивальные. Правда, все равно хожу, каждый раз решая, что: «больше ни ногой». Но плохое быстро забывается, в отличие от хорошего, и я возвращаюсь, чтобы еще раз сказать: «больше никогда». И дело тут даже ни в трафике, хотя он, временами, и ужасен (причем, как правило, чем многолюднее милонга, тем хуже ситуация с трафиком). И не в уровне, который более чем устраивает. И не в каких-то орговских косяках, часто от оргов малозависящих. И даже не в том, что танго-сообщество неизбежно распадается, как распадается само общество, и все труднее разделять жизнь реальную и жизнь танговскую.


Далее

СТС Учимся танцевать танго вместе с Юрием Вердеревским 29 04 2013 

еТанго #118. Записки марафонца (TangoJam 2015 и Первый Питерский)

TangoJam 2015
TangoJam 2015

We had some good times

But they're gone

The winter's comin' on

Summer's almost gone

The Doors - Summer's Almost Gone Lyrics


А по большому счету и нечего особенно рассказать. Если у кого-то будет возможность попасть на любой из перечисленных в заголовке марафонов, рекомендую. И да, приятно, что и у нас появились вполне себе полноценные марафоны, Первый Питерский — хороший тому пример.


Далее

еТанго #117 (отступление с пояснением). Аутичная девочка Надя, дзен и «прямое» действие

(предыдущая часть)


Читая «Неандертальцы: история несостоявшегося человечества» Л.Б. Вишняцкого натолкнулся на упоминание об истории аутичной девочки Нади, которая прекрасно рисовала, но с трудом говорила. Ранее я уже встречал описание этого случая у Вилейанура С. Рамачандрана, причем в обоих книгах, и в «Рождение разума. Загадки нашего сознания», и в «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми». Вот пара цитат:


«Например, семилетняя девочка Надя, страдающая аутизмом, обладала исключительными художественными способностями. Она была умственно отсталой, едва могла говорить, но при этом изумительно рисовала лошадей, петухов и других животных. Лошадь, нарисованная Надей, буквально выскакивает на вас с листа». Отрывок из книги Вилейанура С. Рамачандрана «Рождение разума. Загадки нашего сознания».


еТанго #117 (отступление с пояснением). Аутичная девочка Надя, дзен и «прямое» действие
Далее

еТанго #117 (продолжение). Коан поворотов без «поворота» для партнеров

Слово "коан" значит общественный случай или общественный документ. Много лет назад в Китае, когда снимались копии документов, то на копию ставился чоп или штамп так, что половина штампа оставалась на настоящем документе, а половина на копии. Для того, чтобы удостовериться, что копия настоящая, две половинки печати складывались вместе.


В традиции Дзен коан используется точно так же: понимание учеником вопроса - это одна половинка, совпадающая с пониманием учителя, которое является второй половинкой. Когда ученик и учитель разделяют одно и то же понимание - это называется “трансмиссия от ума к уму”.

(начало)


Самое важное в повороте для «мальчика» — не «поворачивать» партнершу руками. Такие «повороты» это форма «конвоирования», тогда как танго это что? Танго - это «прогулка», поэтому руки партнеру нужны для того, чтобы партнершу обнять и поддержать в трудный момент, если вдруг что-то пойдет не так.

Далее

еТанго #117. Постигая дзен поворота в танго (миникурс)

еТанго #117. Постигая дзен поворота в танго (миникурс)

Часть 1. Введение


Повороты остаются одним из наиболее проблемных моментов, как на уроках, так и на милонгах. И дело даже не столько в самой технике движения, на мой взгляд, а в том, что совершаются две принципиальные ошибки взаимодействия:

  1. Мальчик поворачивает девочку «руками», а не корпусом
  2. Партнер(-ша) поворачивается самостоятельно, но «руки» оставляет с партнершей(-ом)

Но тут мы попадаем на тонкий лед интерпретаций слов и различных вариантов техники. Поэтому предлагаю пойти другим путем, путем дзен, для чего вообще на время забыть об «известной» технике поворота. Нет, пусть она остается, как одна из возможностей, но сейчас начнем с чистого листа.

 

И первым делом договариваемся, что нет в танго никаких таких «поворотов», которые надо уметь «делать», в «технике» которых есть «секреты», которые необходимо постичь, ну и все такое прочее. Вот пусть все остальное есть, а поворотов с «дурацкой» и загадочной техникой нет. Но что же тогда есть?

Далее

еТанго #116. О правильности танго-шага с точки зрения техники бега

еТанго #116. О правильности танго-шага с точки зрения техники бега


С интересом прочел статью о правильной технике бега. И вроде бы, при чем здесь танго? Да при всем! В танго — все то же самое. Вот буквально! Даже непримиримая и лишенная особого смысла война «сносочников» с «спяточниками». Поэтому настоятельно рекомендую прочесть статью о технике бега внимательно и вдумчиво. И особенно обратите внимание на следующие моменты:


Далее

еТанго #115. Фауст Гёте, как пособие для танцующих танго

еТанго #115. Фауст Гёте, как пособие для танцующих танго

 

Сила классической литературы в ее многослойности, в том, что даже вырванные из сюжетного контекста фрагменты часто являются самостоятельными произведениями. Глубокими, поучительными, интересными, осмысленное прочтение которых может сильно упростить жизнь. И Шекспир, и Пушкин, и Чехов, и Достоевский, и многие кто еще в буквальном смысле являются "энциклопедиями нашей жизни". Причем не «вообще», а «чисто конкретно». И в качестве примера, ниже покажу что начинающие, и не только, тангерос могут почерпнуть из Фауста Гете (пер. Пастернак, фрагмент Первой части. Ночь. Диалог Вагнера и Фауста) о танго, о московском танго сообществе и вообще. Ну а для иллюстрации жизненности текста, мой “ Фауст”, он же Хуан:

 

Далее

еТанго #92. Еще раз контрастах 

еТанго #114. Еще раз контрастах


В Москве совсем мало пар, за которыми интересно наблюдать долго. Нет, техничных пар хватает. Но на такие посмотришь, удивишься, позавидуешь, порадуешься... и отвернешься. Почему? Потому, что скучно. А вот некоторые пары наблюдаю всегда с удовольствием. В чем разница? В «контрастах». В том, что танец разный, что ощущается «контрапункт», пластичность, напряжение. Хорошо об этом написал Максим Кантор в «Бунт официанта”:


Далее

еТанго #113. «Программистам» о том, что такое импровизация

еТанго #113. «Программистам» о том, что такое импровизация


Утверждение в духе  «танго — импровизационный танец» вроде бы как общее место для рекламных текстов о танго, но... Почему-то глядя на танцпол скорее представляется практикум по робототехнике, чем форма «импровизационного искусства»:


Далее

еТанго #100. "Метод неоконченных фигур" или как импровизировать партнеру

еТанго #100. "Метод неоконченных фигур" или как импровизировать партнеру


По поводу импровизации много чего говорят, особенно в теоретическом плане. А вот как это развивать в себе практически, часто бывает не очень понятно, поэтому маленький практикум на развитие навыков импровизации, с условным называнием: "метод неоконченных фигур". Но сначала, небольшое пояснение общего плана для мальчиков. 


Перед тем, как что-то делать с девочкой, хорошо бы научиться это делать самому. То есть все ниже описываемые практические задания хорошо бы сначала освоить самостоятельно, и только потом пробовать с девочкой. Почему так? Импровизация - это внутреннее качество, которое проще сначала развивать в более простых условиях. Чтобы не надо было отвлекаться на ведение, на то, что партнерше, возможно, уже надоело повторять одно и то же и так далее. А уже когда начнете себя чувствовать комфортно, почувствуете, что можете импровизировать, то можно то же самое начать делать и в паре. 


Далее

еТанго #114. Преодолеть искушение или как теряют танго-душу, чтобы потом долго и мучительно ее искать

еТанго #114. Преодолеть искушение или как теряют танго-душу, чтобы потом долго и мучительно ее искать


Продолжая тему фундаментальных ошибок, подстерегающих начинающих тангерос... Хотя, по большому счету, это не только начинающих касается. Периодически в своем развитии все мы подходим к определенной развилке, на которой у нас есть выбор, как правило, из двух вариантов: пойти легким путем, обещающим быстрый результат, или чуть-чуть потерпеть, пойти более сложным путем, но и выиграть значительно больше. Наглядно это хорошо показано в знаменитом маршмеллоу тесте:


Далее

eTango #55. Танго как виндсерфинг: Учимся покорять ветер

eTango #55. Танго как виндсерфинг: Учимся покорять ветер

Продолжая тему особенностей работы мозга при обучении. В этот раз в основном для девочек будет. Нет, мальчикам это тоже полезно знать, но мальчики — "ветер", их дело дуть, девочкам же важно уметь оседлать этот ветер и использовать его своего удовольствия для.


Но сначала пару слов про виндсерфинг. Если коротко, то это такая примерно в человеческий рост доска, к которой приделана на шарнире мачта с парусом, а поперек паруса, примерно на уровне груди - ручка за которую надо держаться чтоб управлять парусом. Суть забавы в том, что ветер дует, виндсерфер наполняет этим ветром парус, и если он правильно стоит, и правильно ловит ветер, то доска начинает двигаться по поверхности воды.


Далее

еТанго #112. Методологическая ошибка в преподавании танго девочкам

еТанго #112. Методологическая ошибка в преподавании танго девочкам


Часто встречаю как на милонгах, так и на уроках, девочек, занимающихся танго уже не первый год. Они прилежно посещают, или долгое время посещали, мастер-классы и семинары, на уроках они стараются, они делают кассу практикам и, главное, они очень хотят затанцевать. Но увы, несмотря на все свои старания, они понимают, что что-то не то, что почему-то партнеры не стоят к ним "в очередь", и вообще. Кто-то из них ищет проблему в себе, кто-то в окружающих, кто-то же винит танго. Но, на мой взгляд, проблема в другом, в том, что на начальном этапе обучения была совершена методологическая ошибка. Вместо того, чтобы учить стоять, девочек учили ходить. И чем более старательная девочка, тем больше она задействует голову во время обучения, и тем вероятнее она угодит в эту ловушку.


Далее

еТанго #111. Что значит термин “диссоциация” в танго?

еТанго #111. Что значит термин “диссоциация” в танго?

 

Еще одно красивое, но загадочное понятие. Вообще-то диссоциация в широком смысле слова — растворение, распад. Встает вопрос и при чем тут танго?

 

Но танго, оно как учебник по курсу теоретической и экспериментальной физике (ТЭФ). Одно и тоже явление может называться разными словами, и наоборот, одно и тоже слово может использоваться для обозначения разных явлений. О чем, впрочем, в предисловии учебника, обычно, прямо и указывается. В танго, ситуация похожая, то «предисловия» нет, и поэтому и возникают лингвистические феномены вроде «диссоциации», как понимать которые — поначалу совершенно не понятно.

 

Далее

еТанго #110. «Дави в пол» и классическая живопись

еТанго #110. «Дави в пол» и классическая живопись

В танго есть ряд понятий, которые при всей своей вроде бы простоте, крайне сложны для понимания. Все эти “рамки”, “импульсы”, “диссоциации” и иже с ними, вместо того, чтобы быть понятными метафорами, на практике только запутывают ситуацию. Ну и одним из таких понятий является призыв “давить в пол”. Я слышал очень разные объяснения что это такое и зачем оно нужно. “Дави в пол”, это то, с чего Хуан начал наши уроки, и то, что мне было совершенно не понятно. Причем парадоксальность ситуации в том, что с одной стороны вроде бы же совершенно очевидно что такое: “дави в пол”, но с другой: как, зачем и для чего...  Понадобилось полгода мучений для осознания таки, что это такое, и еще полгода, чтобы научиться правильно “давить” на практике. 

 

Далее

Природа объятия

«Объятие — форма физической близости,

заключающаяся в охватывании другого

человека руками и привлечении к себе.

Объятие — вероятно, самый распространённый

способ проявления любви или дружеского

расположения и одна из важнейших форм

невербальной коммуникации.»

Википедия

Забавное дело, как мир с тобой иногда разговаривает. Сначала я увидел в ленте пост начинающийся:

  • «Если бы девушки знали, как мало партнеры уделяют внимание филигранности исполнения очо и как много внимания уделяют кое-чему другому, например, объятью, то курсы женских техник были бы совсем об ином…» 
Далее

Пара слов о "классических" милонгах

Что такое классическая милонга? Вопрос, практически, праздный, потому что оные у нас редко встречаются. А жаль. Ведь именно на классических милонгах наиболее полно передается "душа" аргентинского танго. Но сначала о том, что такое классическая милонга, так как, оказывается, многие об этом и не знают.

Далее

Нужен ли партнер для занятий танго?

Часто слышу от желающих начать заниматься танго вопрос—сетование—отговорку по поводу отсутствия партнера. Что, мол, я бы пошла (-л) заниматься, но у меня нет партнера, и поэтому я не могу.


Далее

Зачем нужно танго

Шел с открытого урока домой. После такого всегда много впечатлений, мыслей и воспоминаний. Например о том, как попал в танго, и что бы с тобой было если бы вот так же в первый раз не пришел?

Далее Комментариев: 0