еТанго: Шаг за шагом. Глава 8.  ”Мы танцуем музыку, а не шаги”

Хуан Каприотти. Фестиваль "Невская милонга 2013"
Хуан Каприотти. Фестиваль "Невская милонга 2013"

8.1 Ритмический рисунок "классического" аргентинского танго

Основа музыки — ритм, и какая бы ни была у вас техника танго, но если движения «выпадают» из ритма, то вас будут называть плохим танцором. Да и сами вы себе будете чувствовать на танцполе не комфортно. Сложные «фигуры» будут даваться с трудом, установить контакт с партнером будет сложно и о «музыкальности» можно будет просто забыть. Поэтому научиться двигаться в «ритме музыки» — это первое, что следует сделать, обучаясь танго. Без навыка четко отражать своим движением ритм, увы, все остальное едва ли приблизит вас к моменту, когда вы сможете станцевать свое первое настоящее танго. 

 

Способ движения, при котором ритмический рисунок отражается в шагах, называется компасом (compás). Ходить по компасу — значит четко отмечать движением как сильные, так и слабые доли ритма. Компас задает координатную сетку, благодаря которой возможно успешное взаимодействие с партнером, с музыкой и с полом, то есть с тем, что является базой танго.

 

О «долях»

 Каждый «бам» ритма называется долей. «Бамы» бывают погромче (сильные доли) и потише (слабые). Базовый ритмический рисунок в танго состоит из четырех зацикленных «бамов»: 

  1. самый сильный «БАМ» — это первая доля
  2. потом потише («бам») — вторая
  3. затем опять погромче (но тише, чем первый) — третья
  4. и, наконец, опять потише — четвертая

 

После «четыре» следует «раз» и цикл повторяется. Первая и третья доли — зовутся сильными, вторая и четвертая — слабыми. Схематически это выглядит так:

 

Схема ритмического рисунка "классического" аргентинского танго. Правый ботинок — сильная доля, плевый — слабая
Схема ритмического рисунка "классического" аргентинского танго. Правый ботинок — сильная доля, плевый — слабая

 

Компас (тайминг) шага прост: на сильную долю при переносим вес, на слабую — собираем ноги. 

 

Такой компас называется движением в нормальном темпе. Если переносить вес на каждую долю, то будет удвоение темпа, если и переносить вес, и собирать ноги только на сильную — замедление в два раза.

Чем полезно визуальное отображение компаса?

Специально выделяю этот пункт отдельно, так как практически все начинающие делают ровно наоборот, из-за чего сталкиваются с кучей трудноразрешимых проблем. Посмотрите на схему внимательно, расстояние между ботинками задает правило длинны шага. Если шагать в базовом ритме, то длина шага — два ботинка, если удваиваться, то — один. Еще раз: Стандартный шаг в два раза длиннее быстрого! Не наоборот! Чем шаги быстрее, тем они в общем случае должны быть короче. И это общее правило, справедливое не только для танго, но и для танго вальса, и для миноги.

Танго-вальс

Милонга

 

Каждая разновидность танго (танго, танго вальс, милонга) имеют свой компас. Мы последовательно рассмотрим все. Выше был компас для танго. Так выглядит компас для танго вальса:

 

Схема ритмического рисунка танго-вальса. Мужской ботинок — сильная доля, женские туфельки — слабые
Схема ритмического рисунка танго-вальса. Мужской ботинок — сильная доля, женские туфельки — слабые

А так для милонги:

 

Схема ритмического рисунка милонги. Базовый ритм: правый ботинок — сильная доля, левый — слабая
Схема ритмического рисунка милонги. Базовый ритм: правый ботинок — сильная доля, левый — слабая

 

Но об этом подробнее дальше, а пока надо запомнить:

 

  1. Компас (способ движения в привязке к ритму музыки) — это основа танго. Нет движения «в компас» — нет танго.
  2. Визуальное представление компаса задает правило длинны шага. Чем ритм быстрее, тем шаги — короче.
  3. Каждый вид танго (танго, танго-вальс, милонга) имеет собственный компас, задающий ритмические правила движения.