еТанго: Шаг за шагом. Глава 8.  ”Мы танцуем музыку, а не шаги”

Ритмическая схема танго-вальса
Ритмическая схема танго-вальса

8.3 Ритмический рисунок танго вальса (23.03.2011)

Что такое танго-вальс и какое отношение он имеет к танго? Тут все просто, танго-вальс — это вальс, исполняемый танго оркестром и танцуемый в танго-технике. По темпу танго-вальс похож на венский, хотя танцуется медленнее, базовый шаг — «на раз». Что сразу бросается в глаза на схеме? Если в танго компасе у нас было чередование сильных и слабых долей, то в вальсе на одну сильную долю приходится две слабых. Ритмический рисунок вальса становится асимметричным и в этом его главное отличие от классического танго компаса. Танго-вальс нельзя танцевать двигаясь равномерно. И это основная ошибка. Любое равномерное движение под ритмический рисунок вальса будет выглядеть чужеродным.

 

Компас для танго-вальса

Базовая схема компаса для танго-вальса
Базовая схема компаса для танго-вальса

 

Шагаем (переносим вес) в сильную долю, а вот сбор ног осуществляем не посередине между сильными долями, как в танго, а либо на вторую долю (первую слабую), либо на третью (вторую слабую). Именно это и придает походке «вальсовость», импульсность движения, либо, наоборот, создает движение, которое ощущается как неправильное и немузыкальное, даже когда танцор аккуратно шагает в сильные доли и имеет прекрасную технику.

 

Ввиду важности, повторюсь: то, что тайминг шага делится не на две фазы (перенос веса и сбор ног), а на три (перенос веса, сбор ног, пауза) — ключевое отличие техники танго-вальса от танго. Все же остальное — есть просто адаптация привычных танго движений, под вальсовый компас. К сведению, особая «вращательность» вальса возникает оттого, что есть фаза «пауза», во время которой и остается время на дополнительное действие, например — поворот.

 

Удвоения

"Удвоения" в танго-вальсе
"Удвоения" в танго-вальсе

 

Соответственно компасу и «удвоения» в танго-вальсе — не на каждую долю, что довольно сложно технически из-за высокого темпа хотя и возможно, а на одну из слабых долей. «Удваиваемся» либо шагая на раз-два (три пропускаем), либо на три-раз (два пропускаем). Обращаем внимание на то, размер шага будет разный для «удвоений»:

 

 Правила размера шага для танго-вальса
Правила размера шага для танго-вальса

 

То есть, обычный шаг равен сумме шагов в «удвоении», но сами «удвоенные» шаги — отличаются: один — в два раза короче другого. Звучит запутано и вроде как сложно, но это краеугольный камень танго-вальса. Без соблюдений «компасных» правил — вальса не получится.

 

Именно они придают специфическую «импульсную» динамику танго-вальсу, в котором движение то ускоряется, то замедляется и есть специальная доля для вращений. Но помимо «аналитического» понимания танца через «компасы», есть еще восприятие на уровне ощущений и аналогий (мне, кстати, второй путь ближе, а с правилами приходится разбираться из-за необходимости как-то объяснять).

 

Если «просто» двигаться «импульсно», то вся раскладка на 1-2 и 3-1, ровно как и «правильный» компас, будут выходить сами собой. Тут важно подобрать себе правильную «модель». У меня таковой стала гребля на «каяке»:

 

Но тут уж кому как. Возможно кому-то будет удобнее себя представлять катящимся яйцом, или даже маятником Максвелла:

 

 

Что же касается удвоений, то по ощущениям, ускорение на «раз-два» похоже, как если бы мы шли, на «раз» споткнулись, чтобы не упасть переступили быстро на другую ногу (счет «два»), ну и дальше пошли как ни в чем ни бывало, пропустив «три». А на «три-раз» — это как будто у нас одна нога болит, и мы ее немного подволакиваем, и стараемся опираться на нее как можно меньшее время. То есть, здоровой ногой хорошо толкаемся, а с больной стараемся как можно быстрее ступить обратно на здоровую...

 

Паниковский был большим специалистом по «три-раз», особенно в паре с гусем:

 

Подведем итог:

  1. Компас танго-вальса несимметричный, шаг делится на три фазы: перенос веса, сбор ног и пауза
  2. Движение в танго вальсе неравномерно, как в танго, а импульсно
  3. При удвоениях шаги имеют разную длину, но в сумме они должны дать размер шага в базовом ритме
  4. Аналитическое описание проблемы полезно, но иногда быстрее себе представить аналогию, хоть с каяком, хоть с гусем, хоть с Максвеллом

Ну и примеры того, как выглядит настоящий танго-вальс: