О технике шага или восьмой год решения коана «Дави в пол»

Dana Frigoli & Adrian Ferreyra. Фестиваль "Планетанго - 18". Москва
Dana Frigoli & Adrian Ferreyra. Фестиваль "Планетанго - 18". Москва

Вот уж восьмой год пошел, как Хуан задал мне коан про «Дави в пол», а я все продолжаю искать на него ответ. Какое-то время, мне казалось, что уж-то «давить в пол» я научился, просто не знаю как это ученикам передать. Но вот недавно, объясняя, вдруг осознал, что только сейчас наконец-то сам понял как это... Хотя, возможно, и это лишь иллюзия понимания.  И сразу оговорюсь, все дальнейшее не столько о технике танго шага, хотя и считаю, что именно так и надо шагать, сколько о том, как можно понять и прочувствовать правильное давление в пол, и то когда и отчего оно возникает.

 

Для начала, несколько базовых постулатов, касаемых энергетики шага. Причем это не строго танговские «постулаты», они всеобщи и определяются биомеханикой движения. Для наглядности, я буду приводить примеры из бега (все иллюстрации бега взяты из статьи «Как выбрать технику бега», опубликованной на сайте Лайфхакер), где спор между «пяточниками» и «носочниками», наверное, даже более ожесточенный, чем в танго. Итак, основные моменты, определяющие энергичность шага:

 

1. В значительной степени энергетика шага определяется работой стопы

2. Для того, чтоб энергетика была выше, необходимо задействовать стопу по максимуму, что достигается «перекатом» с пятки на носок

Pablo Rodriguez & Corina Herrera. Milonguero Night - 2016
Pablo Rodriguez & Corina Herrera. Milonguero Night - 2016

... при шаге вперед или, наоборот, с носка на пятку, при шаге назад:

Pablo Rodriguez & Corina Herrera. Milonguero Night - 2016
Pablo Rodriguez & Corina Herrera. Milonguero Night - 2016

3. Наиболее эффективным (при шаге вперед) является перекат с внешней стороны пятки, на внутреннюю сторону носка, по диагонали через все стопу.

Обратите внимание на то, как подворачивается на внешнюю сторону стопа бегуна перед касанием пола:

Бег и ходьба — это разные виды движения, однако приводя пример переката в беге, я иллюстрирую, что перекат — это общий закон, применимый для контроля любого движения. Еще один ракурс переката при беге:

Самый простой способ отрабатывать перекат — практиковать его во время обычной ходьбы. Это и походку сделает энергичнее и элегантнее, и нужные мышцы натренирует, и уставать будете меньше. Для тренировки танго варианта можно либо самостоятельно, либо в паре поделать упражнение типа такого:

Важно, чтоб при раскачивании было встречное движение, то есть оба в паре стараются перенести вес на носки, но то один, то другой берет верх. Примерно так:

Ну разве что, быть может, чуть менее эмоционально. Не забываем, что в танго есть шаги не только вперёд и назад, но и в сторону, а значит и перекат должен быть при шаге в сторону, с одного края стопы — на другой. Подробнее о шаге в сторону в другой раз.

 

Давайте предположим, что перекатываться получается. Но как его использовать, чтоб почувствовать «давление в пол»? Рассмотрим по фазам:

 

1. Начало «давления», Ставим ногу в полушаге максимально на пятку

Pablo Rodriguez & Corina Herrera. Milonguero Night - 2016
Pablo Rodriguez & Corina Herrera. Milonguero Night - 2016

2. Нарастание давления. Перекатываемся на носок, так, чтоб при полном переносе веса перекат дошел до фазы носка, и пятка чуть-чуть оторвалась от пола:

Pablo Rodriguez & Corina Herrera. Milonguero Night - 2016
Pablo Rodriguez & Corina Herrera. Milonguero Night - 2016

3. Максимум давление. Остановка движения или толчок опорной ногой в следующий шаг. 

Pablo Rodriguez & Corina Herrera. Milonguero Night - 2016
Pablo Rodriguez & Corina Herrera. Milonguero Night - 2016

В динамике это выглядит так:

Pablo Rodriguez & Corina Herrera. Milonguero Night - 2016
Pablo Rodriguez & Corina Herrera. Milonguero Night - 2016

Очень важно синхронизировать перенос веса и перекат по времени. Вот так правильно:

А вот так — нет:

В чем разница? В первом случае, вес доходит до точки опоры вместе с перекатом, а во втором — сначала проходит перекат, а потом только — вес. А вот как синхронизация происходит у бегунов. Начало переката:

Опора на полную стопу происходит синхронно доносом центра тяжести до точки опоры:

То есть тут тоже перекат и перенос веса связаны. Сначала перекат с середины на всю стопу, а после того как вес оказался над ногой начинается обратный перекат с пятки снаружи на носок внутри.:

Другой важный момент в том, что перекат стопы должен проходить как промакивание с помощью пресс-папье:

То есть, вы надавливаете на стопу переносом своего веса, а она — перекатывается по полу.

 

Вот собственно и весь коан «давления в пол»:

 

1. Шагайте с пятки

2. Перекатывайтесь на стопе

3. Синхронизируйте перекат с переносом веса

4. Полный перенос веса должен совпадать с полным перекатом на переднюю часть стопы

 

У девочек ситуация с «давлением в пол» очень похожа, но из-за каблука и «следования» имеет свои нюансы. И ввиду важности вопроса, о нем в следующий раз.