Зачем нужно танго. Точка зрения социальной психологии

 

Тема «как и зачем приходят в танго» — сложная. Часто люди говорят одно, думают другое, а начинаешь разбираться и выплывает что-то третье, временами необычное даже для говорящего. Хотя, справедливости ради надо отметить, что все видимое разнообразие, вполне укладывается в несколько типовых схем: одиночество, бегство от действительности, перезапуск повседневности. И понятно, почему на эту тему сложно разговаривать, особенно публично. Ведь в том или ином роде, перечисленные «схемы» имеют легкий флер «неудачности». Решиться же в мире успеха и исключительности признать, что ты «гребаный» неудачник, пытающийся сбежать от проблем — это поступок на который не многие готовы. Куда комфортнее романтично рационализировать про «сбитого летчика», «прекрасную музыку» и «любовь к аргентинской культуре». Надеюсь, разницу между враньем и рационализацией все понимают?

 

Правда, на мой взгляд, перечисленные схемы — это не причины, а скорее следствия чего-то, с одной стороны, более глубинного, а с другой — более привлекательного для публичной дискуссии. И речь не о подмене одной словесной обертки на другую, как в случае «личностных ростов», когда вместо того чтоб честно себе признаться: ты — «неудачник», занимающийся по жизни не тем, не так и непонятно зачем, чтоб потом, и это главное, — попытаться что-то реально изменить, люди уходят в «духовные поиски» и «саморазвитие», предпочитая менять лишь свое отношение к реальности, в остальном все оставляя как есть. Иногда стоит прекратить «объяснять» мир, а начинать его «изменять», что, собственно, скажу забегая вперед, и делает танго. Но вернемся к «схемам». Куда еще, кроме «личностных ростов», убегают от одиночества и неудовлетворенности повседневностью? Да куда угодно. В русской культуре это все еще немного дико звучит, но в западной, например, уже целое поколение парней сбежало в «порно» (Никто не задумывался почему порно было драйвером интернета?) Вот только с порно есть проблема, «убегая» туда, человек усугубляет свои проблемы, которые вырастают в проблемы государственного масштаба, о чем подробнее можно прочесть в исследовании Зимбардо и Коломбе. «Мужчина в отрыве. Игры, порно и потеря идентичности».

 

 

Альтернативой порно могут быть, например, игры или социальные сети, это не суть важно. Проблема, повторюсь, в том, что подобный способ решения проблем — лишь усугубляет их, приводя к появлению того, что в Японии называют хикимори или «сошоку данши», а в Китае — дяосы.

 

Сильно ли от порно отличается Pokemon GO? А квесты? А антикафе? Конечно, все что имеет выход в реальность — чуть менее деструктивно, и тем не менее по сути — это одно и то же. Посмотрите как происходит «общение» в социальных сетях. Где там общение? там же одни «статусы». Прислушаться к разговорам на улице или кафе. Ведь и там то же самое. Встретить диалог — редкость, но даже когда он есть, то говорящие с трудом выражают свою мысль и еще с большим трудом понимают чужую. Люди перешли на монологи в никуда, по форме те же «статусы», а общение превратилось в форму аудио грумминга. Общество массово возвращается к доречевым коммуникациям, где эмоциональное стимулирование важнее «понимания». Но при чем тут танго?

 

А что делать человеку, если он чувствует одиночество и окружающий мир — «достал», но он хочет не «убежать» и «спрятаться», а — «остаться» и «изменить» ситуацию? Где современному человеку приобретать навыки социального поведения? Понимания других? Взаимодействия? Доверия? Где его научит не «объяснять» мир, а его «изменять»? Вот тут на сцену и выходит танго. Если взглянуть на него под этим углом, то оно прекрасный «тренажерный зал» для социальных навыков. И если фитнесом люди занимаются, приводя в порядок тело, то танго хорошо подходит для восстановления социальной «мускулатуры». Но сначала еще немного о том, почему так происходит, отчего люди утрачивают социальные навыки.

 

Современная жизнь странная штука. Людей, информации, событий, зависимостей так много, что психика перестает с этим справляется, возникает хронический стресс, который загоняет людей в прочные, хотя и все более прозрачные защитные скорлупы. Люди одновременно и бегут от пугающего внешнего мира, и тоскуют от одиночества внутри защитной скорлупы. И там мучают уже не плохие сны, как у Гамлета:

 

"О боже! Заключите меня в скорлупу ореха, и я буду чувствовать себя повелителем бесконечности. Если бы только не мои дурные сны!"

 

... а классическая сенсорная депривация. Возникшая защитная скорлупа все больше изолирует от любых внешних воздействий, становясь аналогом камеры для сенсорной депривации, в которой даже у здорового человека за час пребывания начинаются изменение сознания. Мы же в таких камерах живем годами.

 

Так почему танго? И что оно, вообще, такое? Ведь слыша слово «танго», большинство представляет себе:

 

 

... или в лучше случае такое:

 

 

... тогда как к аргентинскому танго подобное отношение не имеет. Да, по форме, возможно, на первый взгляд, есть что-то общее между стереотипным представлением и реальностью, но, по сути, — это разные планеты. Аргентинское танго, в первую очередь «это личный опыт взаимодействия с другим человеком под музыку». Оно и возникло для этого в конце позапрошлого века, в среде иммигрантов, вырванных из привычной жизни и заброшенных на другой конец мира, приехавших за лучшей жизнью, но попавших в мир Диккенса. Танго создали люди, не всегда способные из-за языковых проблем нормально общаться друг с другом, тоскующие, испуганные, одинокие. Для них танго стало точкой сборки нового социума, ядром универсальной городской культуры и средством выживания. Современное танго ровно о том же. Только теперь мы все стали вынужденными переселенцами в мир глобальных мегаполисов, теряющими связи с культурной средой, нас породившей, неспособными нормально общаться и тоскующими, но неспособными нормально артикулировать о чем. И танго опять стало точкой сборки и выживания. Ну и еще его можно просто танцевать. Хотя за десять лет я пока так и не встретил людей «просто» танцующих. Тут или «просто», или танго. Чаще всего «просто», это когда танго это способ зарабатывать деньги, но среди «социальщиков», даже те, кто «просто» зарабатывает, имеет с танго очень «непростые» отношения.

 

Да, танго тоже способ «убежать» из реальности, но в отличие от Покемон Го или порно, — оно позволяет не только «стравливать пар», но и учит практическим навыкам, дает опыт, вполне применимый в повседневной жизни и создает живые социальные связи. Причем делает это достаточно эффективно и куда безопаснее различных форм прямой психологической коррекции. Танго формирует микросоциум, специфический полигон для отработки социальных навыков, относительно безопасный мир, где и психологически, и физически проще выйти из защитной «скорлупы» и начать что-то ощущать. В первую очередь — себя. Ведь что происходит в камере сенсорной депривации? Человек «растворяется» и перестает себя ощущать. Любые ощущения — это реакция на внешние возбудители: нет внешнего воздействия — нет ощущений — происходит утрата ощущения себя. Глубинная и самая сильная стадия одиночества, это внутреннее одиночество, одиночество в котором нет себя. Массовая потеря обществом себя и есть, кстати, на мой взгляд, одной из главных проблема современного мира. Танго же является доступным и эффективным способом вернуть себя себе.

 

 

Да, танго это тоже не совсем «по-настоящему», и все же, в танго вы не только «тусуетесь», не только заполняете пустоту одиночества хоть чем-то, но и на практике восстанавливаете социальную «мускулатуру», часто изрядно к этому моменту уже успевшую атрофироваться. Вот вроде бы «просто» танцы, а вдруг вам становится проще общаться, легче завязывать знакомства. Вы увереннее себя чувствуете на людях, меняется осанка и даже вкусы в одежде. Почему? Потому что танго вы не просто учитесь танцевать, вы — восстанавливаете навыки активного социального контакта, или, другими словами, — учитесь общаться с людьми, понимать их, находить с ними взаимоприемлемые компромиссы или активно защищать свое пространство, вместо того, чтоб убегать и прятаться от проблем. Но что еще важнее, танго — это способ обрести понимание себя и своих желаний, границ, возможностей, способности чувствовать. То есть, танго это одна из форм обретения себя. В этом, на мой взгляд, его суть и поэтому оно так привлекает современных горожан.

 

Зачем тренировать социальные «мышцы»? Да как и любые другие: как минимум чтоб быть здоровым. И если большую часть истории сама жизнь постоянно стимулировала человека развивать как мышечные, так и социальные возможности, то современная — все больше способствует их атрофированию «за ненадобностью». Но если почти все согласны с тем, что нехватка физической активности — вредна, то о «социальных» мышцах большинство даже не задумывается. А ведь они не менее, если не более, важны для полноценной жизни. Людям необходимы общения и социальный контакт, причем в том числе и на физиологическом уровне. И уже упоминавшийся ранее окситоцин, это лишь один из примеров.

 

 

Что в сущности происходит на уроках танго? Во время занятия люди вспоминают что такое тактильный контакт, учатся слышать себя, других и музыку, восстанавливают контроль за движением собственного тела, возможно даже преодолевают пару «детских» страхов (например: публичного выступления или знакомства)... И глядишь, через полгода — год занятий они не только могут двигаться под музыку, но у них начинают расправятся плечи, взгляд становится более «открытым», возникает уверенность и спокойствие. Да, танго не виагра и не стероиды, изменения не происходят мгновенно, но они очень заметны, когда наблюдаешь человека хотя бы год. Не знаю ни одного человека, кого бы танго не поменяло в лучшую сторону. Но главное, повторюсь, сейчас у людей проблема уже даже не в том, чтоб установить контакт с другим. Они с собой-то его уже установить почти неспособны и учиться этому им негде, а без этого мы обречены на мир публичного одиночества, что вполне тянет на отдельный круг социального ада. Вот поэтому даже просто возможность лучше понимать себя, свои ощущения, свое тело — захватывает. Ведь о каком одиночестве можно говорить, когда у тебя вдруг опять появляешься ты? Да даже только возвращение себе себя не стоит того, чтоб заняться танго?

 

 

Вот так танго помогает преодолеть одно из проклятий современного общества. И обратите внимание, я ни разу не использовал термин «отчуждение», хотя это именно оно и есть. Но танго даже меня научило, что социум, это не только потакание внутреннему «я» и его желаниям, но еще и взаимодействие и компромисс с желаниями «других». И так как неуверен, что многих занимает проблема «отчуждения», то и стараюсь учитывая это, придерживать «тему» для внутренних диалогов и школьной дидактики. :) Но только представьте как чудесно изменилась бы жизнь, если бы мы начали хотя бы чуть-чуть больше учитывать мнение окружающих? А в следующий раз поговорим о том, как танго помогает восстановить навык взаимодействием «вовне». Ведь долгое время, мне казалось, что в танго меня привлекло именно это...