Mañana, Гегель и танго

Mañana, Гегель и танго

При обучении танго то, что происходит у вас в голове зачастую важнее того, насколько тренировано и талантливо к движению ваше тело. Мы разные, в головах у нас твориться — разное, особенно с учетом того, что в танго приходят, имея за плечами персональный жизненный опыт, часто болезненный. Но тем более забавно наблюдать, что есть у нас общие «тараканы», присущие, видимо, всем представителям европейской урбанистической цивилизации (это я так нас, горожан, обозвал). Происходит подобное, на мой взгляд, оттого, что, как ни крути, современный Запад вырос из немецкой классической философии и ему чуждо понятие «маньяна». «Южные» же народы, сохранившие в себе мировоззрение «маньяны» (испанцы, итальянцы, греки), кажутся немного инопланетянами, становясь объектами шуток. 

 

Почему же философия «маньяны» нам не близка и чем она отличается от русского «да насрать»? По первому вопросу, спасибо Гегелю с диалектикой. «Тезис-антитезис-синтез» модель интересная, рабочая, полезная, но в повседневную культуру вошел вульгаризированный вариант: мы либо делаем, либо не делаем, либо есть, либо нет и так далее. Двоичная логика. Так работают современные компьютеры. Но даже айтишники уже начинают что-то подозревать (см. недвоичная логика и квантовые компьютеры, хотя, пока тут пока скорее попытки остаться в старой парадигме новыми средствами). В танго проблема «классической немецкой философии» проявляется в том, что, например, когда я прошу «не шагать», то какой антитезис к «шагать»? «Стоять»! И человек начинает «стоять», то есть противиться движению. Но это не то что я прошу сделать! Вот так жизнь и превращается в боль.

 

Помню как с этого офигивал Хуан. Ему, выросшему в Росарио, и преподающему танго в проманьяненном Лиссабоне, мое поведение казалось поведением робота. Ну а после того как он познакомился с большим количеством русских, то возник термин: «рашн роботс». Потому что русские сумасшедшие: "они либо стоят, либо идут, а еще спрашивают «маньяна» это когда?"

 

Хуан, в попытке понять "русскую душу"
Хуан, в попытке понять "русскую душу"

Так вот, «маньяна» это не «когда» и не «что», это — «как», и корни этого «как» лежат в физиологии, о которой поговорим в другой раз. А пока достаточно запомнить, что в танго «делать» — не тезис, ровно как и «не делать» — не антитезис к нему. То и другое — «маньяна» и поэтому «не шагать», не означает — «стоять», «стоять» — не означает «не двигаться» и так далее. В этом месте перед глазами встают подозрительные взгляды учеников, которые наблюдаю каждый раз, когда рассказываю о «маньяне» на уроке. И это — нормально, я сам так смотрел на Хуана, когда он мне подобное рассказывал. Принять чужое мировоззрение бывает непросто, но пока нет «маньяны» — нет танго, и рассуждая в схеме «да-нет» ничего путного понять или сделать в танго не получится. И именно поэтому в танго не работают мастер-классы в стиле «делай как я», связки и разучивание движений. Любая двоичная логика — это программирование роботов, люди же — не роботы, их обучение нельзя заменить программированием.

 

О том как устроена «маньяна» в плане физиологии и что с этим всем делать — в следующей части. От нашего же «да насрать» «маньяна» и отличается тем, что у нас это именно — антитезис, просто примененный ко всему вообще. Мы, русские, — природные экзистенциалисты. Наш беспощадный иррационализм сбивает европейца столку куда сильнее «маньяны», делая уже даже не инопланетянами, но — «чужими», а в случае танго, увы, дополнительно усложняя процесс обучения. 

 

PS Да, и, кстати, так что же значит слово «маньяна»? Забавно, когда мировоззрение пытаются определить лингвистически. Маньяна настолько же «завтра», насколько греки или испанцы — «лентяи». Но если уж пытаться выразить словами, то «маньяна» это — «не сейчас». А в танго, например, для партнерши, эксперт по «маньяне», Джиджио Джованни:

 

Giggio Giovanni
Giggio Giovanni

объясняет«маньяну» так:

 

«партнерша должна идти не сразу, на своих условиях и если захочет»

 

PSS Мне многажды раз прислали ролик с роботом учителем танго:

 

 

На мой взгляд, танго преподы могут не волноваться. «Овцам не съесть людей». Этот робот управляется двоичной логикой, в нем нет «маньяны», а значит он не может научить танго и является не большим конкурентом, чем зеркало или станок. Работаем, мальчики:)